АКПП Toyota Aisin A40D и Aisin Warner AW03-70
Первые автомобили Тойота с АКПП серии A40D сошли с конвейера в 1979 году. Также эти трансмиссии устанавливались на автомобилях Хендай, Киа, Мазда, Судзуки, Мицубиши, Додж, Исудзу и многих других под своей аббревиатуру KM148(4WD), V4AW2 (4WD) или R4AW2 (2WD), а на Вольво - AW-70 ... AW-72. Рассмотрим данный вид АКПП подробнее.
Первые автомобили Тойота с АКПП серии A40D (A42D, A43D, A44D, A45D, A46D) сошли с конвейера в 1979 году. Трехступенчатые коробки передач устанавливали на машины с задним приводом и объемом двигателя 1.6-3 литра. В 1986 году появилась усиленная четырехступенчатая версия трансмиссии. Индексы A40-A46 используются при обозначении трансмиссий, предназначенных для автомобилей Тойота. На внешний рынок коробки переключения передач поступали под марками AW03-70, AW03-71, AW03-72 с измененным гидроблоком. Также эти трансмиссии на автомобилях Хендай, Киа, Мазда, Судзуки, Мицубиши, Додж, Исудзу и многих других имели аббревиатуру KM148(4WD), V4AW2 (4WD) или R4AW2 (2WD), а на Вольво - AW-70 ... AW-72.
Особенности ранних модификаций
Не предусмотрен зимний режим.
Отсутствие ручного управления.
Нельзя использовать режим пониженных передач.
Отсутствие компьютерных датчиков.
В 1990 году появились модели с механической принудительной блокировкой гидромуфты (серия DL). В 1992 году начался выпуск версий АКПП, оборудованных электронным блоком управления, фрикционом в гидромуфте, с гидроблоком, оснащенным двумя соленоидами (серия DE). Дополнительные индексы в названии обозначают:
- L – блокировка муфты;
- E – электронное управление, гидромуфта с фрикционом, гидроблок с соленоидами;
- F – трансмиссия, предназначенная для полного привода.
В 2000 году на моделях серий A42D-A46D начали устанавливать гидроблоки улучшенной конструкции.
Преимущества АКПП Тойота Айсин A40D-A46D (AW03-70, AW03-71, AW03-72)
- Высокая скорость переключения.
- Надежность. Конструкция коробки рассчитана на равномерный износ всех деталей. Пробег трансмиссии до капитального ремонта может достичь 500 тыс. км.
- Ремонтопригодность. Простая конструкция обеспечивает быструю замену вышедших из строя узлов и расходных материалов.
Замена масла
Масло в коробках передач A40D-A46D (AW03-70, AW03-71, AW03-72) рекомендуется менять каждые 80-90 тыс. км пробега. Во время замены технических жидкостей обязательно проверяют фильтр грубой очистки. В трансмиссии используется металлический фильтр грубой очистки. Если масло не перегревалось, фильтр можно не менять, а промывать.
Признаки неисправности
- Пробуксовки, рывки.
- Посторонние звуки при переключениях.
- Шумная работа гидронасоса.
Признаки разрушения
- Начало движения только на высоких (3-4 тыс.) оборотах.
- Очень медленная скорость движения.
Ремонт
Основные проблемы АКПП A40D (A42D, A43D, A44D, A45D, A46D) заключаются в возрастном старении узлов и расходных материалов. Из-за перегрева, механических воздействий и перепадов температур меняются свойства переходных колец и прокладок: они перетираются и дубеют. В результате появляются просветы, из-за которых падает давление в пакетах, стачиваются фрикционы. Износ «фрика» приводит к разрушению втулки и сальника гидронасоса, а потом самого гидронасоса.
Капитальный ремонт АКПП обычно необходим не ранее 300 тыс. км пробега и/или если появились признаки аварийного состояния. Обычно это течь сальника, критический износ втулки насоса, стертые до клеевого основания фрикционы. Во время ремонта перебирают и промывают все узлы, заменяют изношенные «фрики» и расходные материалы. Остальные детали меняют, если они сломались или степень износа достигла критической стадии.
Для капремонта используют комплект из набора Мастеркит, дополняя его фрикционами, стальными дисками, фильтром и втулкой гидронасоса (или всеми втулками). Полную замену фрикционов выполняют, если перегревалось масло. Спецификации фильтров, фрикционов и других деталей отличаются друг от друга и предназначены для конкретной модели АКПП. Диски и «фрики» для различных серий имеют разную толщину. Обычно запчасти заказывают после вскрытия коробки. Если целиком менять агрегат ранней серии на коробку б/у старшей версии, может не подойти датчик скорости.
АКПП Aisin Warner AW03-72 в разобранном виде.
Чтобы продлить срок службы коробки передач, во время капитального ремонта снаружи устанавливают фильтр тонкой очистки. Его подключают к внешней охладительной магистрали. Фильтр поглощает частицы фрикционов и металлическую пыль, а встроенный в него магнит является индикатором состояния узлов агрегата.
Подводя итоги:
Конструкция АКПП Тойота Айсин A40D-A46D (AW03-70, AW03-71, AW03-72) очень проста, и некоторые владельцы самостоятельно выполняют капитальный ремонт, переборку трансмиссии. Если нет полной уверенности в своих силах, лучше обратиться в автосервис.
В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев