Вариаторы Toyota Aisin - K110/210/310/410 и CVT Aisin Warner XA-10/11/15/20LN
Если сравнивать преимущества и недостатки различных видов вариаторов, серии трансмиссий Тойота Айсин CVT являются лучшими для соответствующих классов машин. В этой статье информация о видах и особенностях различных серий вариаторов Aisin.
Вариатор – коробка переключения оборотов с неограниченным количеством передаточных чисел. Она состоит из пары шкивов и соединительного ремня. Ведущий шкив соединен с двигателем, ведомый шкив «связан» с колесами. Шкивы имеют коническую форму, «остриями» обращенную друг к другу. При сближении конусов радиус орбиты вращения ремня увеличивается, при отдалении – уменьшается. Благодаря управлению размещением шкивов и радиусом передаточного ремня меняется частота крутящего момента колес.
Компания Тойота начала разработку различных серий Айсин CVT в конце XX века. Поводом для выпуска фирменной трансмиссии стало появление вариаторов Джатко компании Ниссан. С 2000 года Toyota выпускает различные модели машин с вариаторами Aisin CVT K110, K111, K112, K112F, K114, K210, K310, K311, K311F,K312, K410, K411. Некоторые виды узлов поступали в серийное производство, некоторые, например, серия К210, появившаяся в 2002 году, оказывались «промежуточным» звеном разработок.
Разборка и устройство вариатора K310.
Автомобили среднего класса (двигатель от 2.0 литров)
Вариаторы K110-112 для машин с двигателями от 2 литров появились в конце 1990-х годов. С 2000 года начался выпуск Эстим, Королл, Ярисов, Оп и других автомобилей с правым рулем, на которые устанавливали эту трансмиссию. В основном такую «вариаторную» технику продавали на внутреннем японском рынке и в Австралии.
Эту серию постоянно совершенствовали, в 2004 году появилась новая модель – К111, а в 2005 году – усиленная модификация К112, предназначенные для двигателей объемом до 2.4 литра. Основные изменения относились к конструкции гидроцилиндра, настройкам электронной платы и управлению с бортового компьютера. 112 модель устанавливали на большинство машин среднего класса, выпущенных в 2000-х годах, в том числе на РАВ4. Это один из самых распространенных в России агрегатов Айсин. Иногда встречаются автомобили с двухлитровым двигателем, оборудованные модификацией K110.
«Мини» (двигатель 1.5 - 2.0 литров)
Первые машины, оборудованные вариаторами CVT К310, начали продавать в 2003 году. Особенностью агрегатов является адаптация под меньший крутящий момент. Конструкция оказалась настолько удачной, что трансмиссия практически не требует ремонта первые 200 тыс. км. Агрегаты устанавливали практически на все модели автомобилей класса «мини», от Короллы и Аллиона до Яриса и РАВ4. Фирменное название модели в Айсин – XB-20LN.
«Микро» (двигатель до 1.5 литров)
Прототипом агрегатов К410 для «микро»-автомобилей стала промежуточная серия К210. Первые машины Витц и IQ на этой трансмиссии появились в 2004 году. Начиная с 2011 года выпускается улучшенная «неубиваемая» версия К411. Эти агрегаты устанавливают на Аурисы, Витц, Короллы и IQ.
Вариаторы модификаций «микро» и «мини», предназначенные для реализации другим автопроизводителям, продают под марками Айсин Warner XA-10LN, XA‑11LN, XA-15LN, XB‑20LN. Иногда такие модели использует и Тойота, например, Витц с 2005 года оборудуют XA-10LN (К410). В 2007 году на японском рынке появились первые Судзуки Свифт на XA-10LN трансмиссиях.
Преимущества вариаторов Айсин:
- Большой ресурс. Агрегаты эксплуатируются без ремонта до 200 тыс. км. пробега.
- Надежность. Трансмиссии Айсин отличаются большей надежностью, чем вариаторы Джатко.
- Высокая ремонтопригодность. Айсин – промежуточное по сложности ремонта звено между коробками-автоматами и трансмиссиями ДСГ.
Особенности вариаторов:
- При попытках разогнаться на старте, электроника искусственно «притормаживает» машину, чтобы избежать повреждений ремня и конусов. Для улучшения динамики в последних моделях используются специальные шестерни Direct Shift-CVT.
- Когда появляются аварийные сообщения, не стоит откладывать визит в сервис-центр. Если промедлить, ремонт может обойтись гораздо дороже.
- Высокое качество ремонта могут обеспечить только специализированные СТО и дилерские сервисные центры.
Недостатки вариаторов Aisin:
- Срок эксплуатации и передача крутящего момента трансмиссией зависят от качества и частоты смены масла. Если есть возможность, лучше периодически проверять уровень и состояние масла в предкамерах.
- При попадании в смазку стружки (металлических обломков, осколков шестерней) во время движения слышны скрипы, гул и скрежет.
- Перегрев в пробках и при пробуксовках отрицательно влияет на продолжительность службы агрегата.
- При постоянном движении с максимальной скоростью начинают «сбаивать» обороты.
- В некоторых трансмиссиях со временем начинают течь сальники приводов.
Подводя итоги:
Если сравнивать преимущества и недостатки различных видов вариаторов, серии трансмиссий Тойота Айсин CVT являются лучшими для соответствующих классов машин. Почему? Потому что технические характеристики и срок службы узлов Aisin превосходят продукцию конкурентов.В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев