Двухмассовый маховик DSG: устройство, назначение и принцип работы

спонсор публикации
T-ONE Automotive

T-ONE Automotive

Приглашаем на бесплатную диагностику трансмиссии по 100+ параметрам.
Дилерское оборудование, опытные механики, 7 техцентров в Москве и СПб.

В современных автомобилях трансмиссия представляет собой сложную систему агрегатов и механизмов. И хоть существует мнение о том, что КПП проста в эксплуатации, крайне надежна, а ее ремонт обойдется недорого, даже в «механике» есть определенные узлы, которые требуют особого внимания. Именно таким является двухмассовый маховик, который служит для повышения комфортабельности вождения, ликвидации вибраций и передачи крутящего момента к КПП.

Двухмассовый маховик в DSG

В составе данного агрегата есть так называемый демпферный механизм, который подвержен наибольшей нагрузке. От его состояния зависит корректность работы двухмассового маховика. Износ данного элемента может происходить ввиду объективных причин (длительный срок эксплуатации) или же в результате агрессивного стиля вождения. При этом важно помнить, что неправильная работа маховика может привести к серьезным негативным последствиям в области DSG трансмиссии. В частности, срок эксплуатации напрямую зависит от данного фактора.

Устройство маховика

Данный агрегат представляет собой дискообразный элемент механического принципа работы. С одной стороны он соединен с коленвалом, с другой — с КПП. Отличительной чертой современных двухмассовых маховиков по сравнению с аналогами прошлых лет является наличие двух дисков с разной массой, которые сцеплены между собой. Раньше на автомобилях малой мощности устанавливался диск с зубьями для зацепления стартера. Это устройство помогало мотору запустится, а также держало инерцию. Задачи современного двухмассового маховика остались прежними, но к ним прибавилась необходимость сглаживания крутильных колебаний и вибраций, источником которых является силовой агрегат.

Как и раньше маховик оснащен венцом с зубьями. Но он уже не представляет собой просто цельнолитой диск, в его составе таких два, при этом каждый из них может свободно вращаться от другого. Каждый элемент со своей массой закрепляется к своему источнику: тот, что с зубьями, к коленчатому валу, а другой к коробке передач. Вращаться дискам независимо друг от друга позволяет специально установленный подшипник скольжения. Но этого недостаточно, чтобы передать крутящий момент от силового агрегата к колесам через КПП. Поэтому для решения этой задачи внутри конструкции есть еще специальные фланцы и пружины, которые связывают две массы между собой. Пакеты этих элементов отделены пластиковыми сепараторами для предотвращения нарушений в работе и самоблокировки. Они заправляются отдельной консистентной смазкой и вся конструкция защищается специальной уплотнительной крышкой.

Принцип работы

Первые двухмассовые маховики были установлены на роботизированные КПП старого образца, под управлением электроники. Для них наличие каких-либо вибраций было крайне неприемлемым. На сегодняшний день двухмассовые маховики можно встретить в различных типах КПП, так как они, позволяют решать следующий спектр задач:

  • Ликвидация вибраций и колебаний от двигателя. Она не передается в кузов;
  • Обеспечение акустического комфорта в авто;
  • Плавное переключение передач;
  • Снижение инерции.

Назначение двухмассового маховика

Удается всего этого достичь за счет демпферного механизма, а именно тех пружин, которые установлены между дисками. В диске сцепления есть подобный механизм, но он не в состоянии справится в полном объеме с вибрациями и колебаниями мощного двигателя.

Пружины двухмассового маховика имеют разную жесткость. Мягкие устанавливаются к первому диску с зубчатым венцом. Они влияют на начало и конец работы двигателя. Вторая ступень жестких пружин отвечает за ликвидацию колебаний. Все это и образует демпфер. С началом работы стартера отклоняется первичная часть устройства. Она тянет за собой пружинный механизм. Только после достижения максимального угла крутящий момент начинает передаваться на пакет жестких пружин, а с него и на второй диск.

В качестве заключения:

Специалисты рекомендуют не использовать двухмассовый маховик при сроке службы более 100-130 тыс. км пробега. Дальнейшая эксплуатация станет причиной некорректной работы, что приведет к поломке трансмиссии. Чтобы этого избежать, проводите своевременную замену, которая позволит сохранить работоспособность авто и комфорт от вождения. Даже если указанный пробег еще не достигнут, но вам пришлось менять сцепление, попросите мастеров СТО оценить техническое состояние двухмассового маховика. У сотрудников технических станций есть все необходимые инструменты и оборудование для этого.

Дата публикации: 22.11.2018 г.